ArtArticles

Статьи об искусстве

Вера Крылова

Национальная танцевальная культура во временном пространстве Якутии

National dancing culture in time space of Yakutia 

Еще, будучи Государственным ансамблем, Национальный театр танца Якутии первым из республиканских театральных коллективов представлял  свое искусство за границей.  Он выступал на Международных выставках «ЭКСПО» 1981 г. (Канада), 1984 г – (Румыния), 1985 г. – (Германия, Монголия). Кроме того, ансамбль давал концерты в Польше, Венгрии, Швейцарии, США, Японии, Англии. С гастрольными поездками посетил многие города России от Камчатки до Одессы. Представляя искусство народов Севера, ансамбль всегда привозил домой восторженные отзывы прессы. В частности, газета «Ла пресс» (Монреаль) подчеркивала: «…Давно мы не имели возможность любоваться подобной фольклорной группой!». Также хвалебные отзывы о репертуаре и исполнителях прозвучали на юбилейных мероприятиях  Генеральной Ассамблеи Северного Форума в Санкт–Петербурге. В городе на Неве артисты провели девять концертов и все с аншлагом.

В 1992 г. коллектив обрел статус Национального театра танца РС (Я), а в декабре 2005 ему присвоено  имя  знатока фольклора С.А. Зверева - Кыыл Уола. К этому времени его мастерство настолько возросло, что было решено приступить к постановке полноценных спектаклей. В 1993 г. при театре  был организован оркестр национальных инструментов, который возглавил Николай Петров, дирижером стал Альберт Попов. Основной состав оркестра – это выпускники Восточно-Сибирской академии культуры.

«Живая музыка» послужила импульсом якутским композиторам к активизации их творческой деятельности. Для танцевального коллектива оригинальные произведения сочиняли ведущие композиторы республики А.Самойлов, («Уруу» - «Земное родство», «Битии» - «Встреча солнца»), Н.Берестов («Подснежники», «Атыыр мунха» - «Большая рыбалка», «Приглашение на ысыах»), З.Степанов (Танец богини Илбис», «Ярхадана»), В.Ксенофонтов («Бохсуруйуу», «Сайылык», «Бабочки», «Чечир»). Кроме того, театр установил тесный контакт и с другими творческими Союзами Якутии.

 «За сравнительно короткий срок оркестром была проделана огромная работа по повышению исполнительского мастерства. Он получил признание на IV Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Нижнем Новгороде и стал лауреатом. Как и в любом театре, здесь  оркестр является органичной частью театра, ведущим компонентом спектаклей и вместе с тем творческой лабораторией современной якутской музыки»1. В век вездесущих фонограмм «живое звучание оркестра под руководством маэстро Николая Петрова стало прекрасной краской в представлениях коллектива.

Первым этнографическим спектаклем по мотивам старинного якутского свадебного обряда стал спектакль «Уруу» («Земное родство», 1993) на музыку А.Самойлова (сценография Л.Гоголевой,  либретто  П.Колесова.). Его постановку осуществил заслуженный артист РС (Я), лауреат Государственной премии им П.А.Ойунского, лауреат конкурса балетмейстеров Урала, Сибири и Дальнего Востока художественный руководитель театра Геннадий Баишев, Творческой группе «удалось раскрыть и донести до зрителя многоплановость старинного свадебного якутского обряда»2.

В 1995 г. состоялась премьера второго спектакля «Легенда о племени Айыы» на музыку Жана-Мишеля-Жаре. В нем «глазами современного человека воплощена картина рождения жизни, древа народа Саха. Действие завораживает зрителя романтическим северным колоритом и поэтичностью танцевального языка»3.

Этнографическое направление в своей деятельности театр продолжил в этно-балете «Бохсуруйуу» или «Изгнание злого духа» (по другой версии – «Исцеление души», 1997) на музыку Владимира Ксенофонтова. Языком танца был показан процесс исцеления души шаманом. Таким образом, шаманизм не только признавался одной из сфер духовной деятельности якутов, но и делал этот спектакль в своем роде уникальным. А музыка В.Ксенофонтова своей самобытностью, грандиозностью и национальным колоритом восхищала не только зрителей Якутска, Нерюнгри, но и Санкт-Петербурга, Сургута, Москвы. Известные музыковеды, профессора Российской Академии им. Гнесиных дали ей высокую оценку. К ним присоединилась в прошлом балерина Большого театра, а сейчас искусствовед Наталья Садовская. «”Бохсуруйуу”, - сказала она, - очень интересный, самобытный спектакль, воскрешающий древние  якутские ритуалы и шаманизм.

Национальный театр Якутии Для нас, москвичей это своего рода «терра инкогнито», одно открытие, который не может не потрясти. А если учесть, что мы в данном случае к тому же имеем прекрасную работу солистов и кардабалета, выразительную музыку, эффектные костюмы и свет, то на вопрос о том, надо ли показывать подобные представления в столице, можно ответить лишь однозначно – да!»4.

По мнению музыкального критика Е.Луцкой «этнобалет “Бохсуруйуу” или (“Изгнание злого духа”)  воздействует на публику могучей энергетикой – несомненно, целительной, учит нас магическому мышлению, выводит сюжет и идею за пределы привычного, повседневного»5.

спектакль якутского театра Спектакль настолько насыщен музыкальными красками, которые льются со сцены непрерывным  мощным потоком, что не оставляет никого равнодушным. Танцевальная канва невероятно слитна с замыслом композитора. На это же обратила внимание и уже цитируемый нами автор. «Когда видишь сочиненные Г.Баишевым композиции,так раскаленно, бурно, иногда буйно выплясываемые всеми участниками, сама собой возникает странная ассоциация с нашими музыкальными новациями начала столетия.

Приходят на память и прокофьевская “Скифская сюита” и “Весна священная” Стравинского. С одной лишь мелкой оговоркой. Для российских гениев-новаторов корни, истоки, прообраз древних культур являлись в сильной степени экзотическим материалом, исходным импульсом в поиске чисто современных средств экспрессии.

Для музыки и хореографии “Бохсуруйуу” корни, истоки, прообразы не являются лишь принадлежностью древних эпох. Все здесь, рядом с ними, составляет органическую часть нынешнего бытования.

А потому звучит современно. Воспринимается не стилизацией, но портретом народа - с его сложнейшей системой космических взглядов, его традициями, его тысячелетними преданиями»6.

В 2004 г. спектакль «Бохсуруйуу» стал лауреатом I-ой степени электронного фестиваля театрального этно-арта «Куrу сорта» («Большая свеча»), организованного СТД Республики Марий Эл.

В этом же году на музыку В.Шадрина, (хореография Л.Габышевой и Л.Антипиной, художник Г.Сотников) был поставлен спектакль «Лолита». Создатели спектакля не разделили уже обозначившееся к тому времени эротико-парнографическое направление в искусстве. Они выбрали путь духовности и красоты. Высокая эстетика спектакля созданного якутянами, покорила московских зрителей, театральных деятелей и критику. «Лолита», - отмечала «Независимая газета», - первая в России (и возможно на материке Евроазия) попытка танцевального прочтения Набокова. Хореографов Лиру Габышеву и Людмилу Антипину вдохновил пример кино и драмы (по рассказам обеих, они знакомы с двумя американскими фильмами и знают о спектаклях Романа Виктюка и  московского театра «Сфера»). Якутская «Лолита» -  не только балет, сколько «живые картины», т.е. поэтические напевы и пластические фантазии, нечто, навеянное и воображаемое любителем истории о «бессмертной любви». В духе знаменитого набоковского самоанонса, трактующего «Лолиту» не как заранее просчитанную скандальную эротику, а как целомудренность и душевность.

Оттого, задумчивому Гумбергу и юной Лолите – декларированное авторское балетное сочувствие. А вульгарной Шарлоте – декларированная авторская неприязнь. Оттого герой не столько ищет любовь, сколько постигает смысл жизни (а  страсть к нимфетке -  средство). На сцену выходят «исторические персонажи с куклами», чтобы вызвать ассоциации с известными дуэтами Ромэо с Джульеттой, кажется Тристан и Изольдой, вероятно, Лейли и Меджнун… «Расщепленный мир героя – это удвоение и утроение персонажей (два Гумберта, две Лолиты три Любовницы), а типы эмоций и характеры даны в первозданной простоте: Лолита порхает. Шарлота хорохорится, в позах девушек из «Плейбоя». Гумберг качается в кресое-качалке или стоит в позе «березка». Объятия – корректны. Желание – облагорожено. Общая точка зрения – бесхитростна»7.

Народное действо «Атыыр мунха» («Большая рыбалка», 1998) заслуженного деятеля искусств РФ и РС (Я), лауреата премии им. П.А.Ойунского Николая Берестова предстало перед зрителями и критикой через год после премьеры «Лолиты». Колоритная зарисовка сцен народной жизни, в которой подледная ловля карасей – эта неотъемлемая часть жизни якутов сопровождалась еще и своеобразным ритуалом, всеобщим праздником жителей поселка, была полна тонкого юмора.

В начале третьего тысячелетия  театр вновь обратился к юкагирскому фольклору, поставив по его мотивам спектакль «Ярхаадана» (2002). Музыку написал композитор,  заслуженный деятель искусств РФ и РС (Я) Захар Степанов. В основу его сюжета легла легенда о неземной любви реки Коркодон и Солнца. От этого брака родились две холодные (ярха» по-юкагирски – лед), не познавшие человеческого счастья, дочери – два притока реки Коркодон.

Эмоциональным, образным и наглядным языком танца спектакля «Ярхаадана» театр не только знакомил зрителей с самобытной культурой малочисленных народов Севера, но и еще раз напомнил людям, что все они дети природы и во многом зависят от нее. В то же время и постановщик Г.Баишев, и сценарист, и исполнители вместе с композитором через весь спектакль смогли пронести философию человеческих взаимоотношений, особое внимание акцентировать на гармонии бытия. Тем самым подчеркнуть, что именно гармония духа и сердца дает возможность жить и духовно развиваться, как маленькому, так и большому народу.

Творческий огонь, зажженный коллективом в период его создания, не угасал в театре на протяжении  всего периода 90-х годов ХХ в. Как явствует из предыдущих спектаклей, идеи их создания брались из самых разных сфер деятельности и духовной жизни человека Севера. На сей раз в основу еще одного замечательного спектакля театра «Бэрт Хара»  лег якутский героический эпос Олонхо. Именно по его мотивам  создана первая часть грандиозного представления «Айыы аймага». Музыка Н.Петрова, насыщенная национальными мотивами, сплетала  неповторимую канву, в которую органично вписывался удивительный по изяществу якутский народный танец.

Широта творческого кругозора театра становится очевидной, когда узнаешь, что коллектив не замыкается только на национальной тематике. Он понимает, что искусство интернационально. Его философия -  «познай друга, чтобы познать себя» является тем двигателем, который раздвигает горизонты эстетического поиска. А любое познание окружающего мира ведет к внутреннему совершенству. В театре же, это ведет к разнообразию жанровой стилистики. Вот почему на афише Национального театра танца наряду с этнографическими мотивами можно увидеть  «постмодернистские экшен-рок «Дао» и рок - данс «Анатомия революции» режиссера З. Мирсолиева, танцы в стиле джаза С.Бессоновой, несравненное «Испанское трио».  Взрывной характер произведений, перемещая пространство и время, насыщает сцену стихией  современной рок-музыки.

Не трудно понять, что за каждым спектаклем стоит большой каждодневный труд всего коллектива, высокий профессионализм, его ответственность пред Республикой, перед прошлым и будущим своего народа. Кроме того, вышеприведенная доброжелательная, объективная оценка критики, похвала в адрес Национального театра танца это не только дань уважения артистам, признание их мастерства, но и факт – сбереженные и обновленные ими традиции. Театр не занимается простым копированием народной музыки и обрядов, не имитирует их, а творчески использует фольклорные мотивы и национальный колорит в своих постановках и концертах.

Вера Крылова, к. иск, с.н.с.

ИГИ и ПМНС СО РАН

Литература

 

  1. 1.     Габышева Л. Творческое утро Национального театра танца //Якутия, - 1997, - 20 ноября.
  2. Там же.
  3. 3.     Там же.
  4. Федоров В. В добрый путь, театр танца! // Якутия, - 1998 , - 19 февраля.
  5. Луцкая Е.  «В окружении демонов» //Музыкальная жизнь, - № 11, 1998):
  6. Там же.

Крылова М. Терпсихора на вечной мерзлоте // Независимая газета 1998, - 7 апреля.

Конструктор сайтов - uCoz